Транспортные и лечебные шины

13.2. Виды транспортных шин

Шина — основное средство транспортной иммобилизации, представляет собой любую твердую накладку достаточной длины.

Шины могут быть импровизированные (из подручного материала) и специально сконструированные (стандартные).

Стандартные шины выпускаются промышленностью и могут быть изготовлены из дерева, фанеры [шины Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО)], из металлической проволоки (сетчатые, лестничные шины Крамера) (рис. 13-2), пластмассы, резины (надувные шины) и других материалов.

Для осуществления иммобилизации необходимы также бинты, которыми шины фиксируются к конечности; вата — для прокладок под конечность. Бинты можно заменять подручными средствами: ремнем, полосами тканей, веревкой и т.п. Вместо ваты могут использоваться полотенца, матерчатые прокладки, пучки сена, травы, соломы и т.п.

Рис. 13-2. Лестничные шины Крамера

В 1932 г. профессор Дитерихс предложил деревянную шину для иммобилизации нижней конечности при повреждениях бедра, тазобедренного и коленного суставов и верхней трети голени. Эта шина используется и в настоящее время и является самым надежным способом для транспортной иммобилизации (рис. 13-3).

Рис. 13-3. Шина Дитерихса

Шина состоит из двух деревянных костылей — наружного и внутреннего, подошвы и закрутки со шнуром. Костыли раздвижные, состоят из двух бранш — верхней и нижней. Верхние части бранш оканчиваются упорами для подмышечной впадины и промежности.

Также в них имеются прорези и отверстия для фиксации их к конечности и туловищу с помощью пояса, лямки или бинта. Внутренний костыль на нижней бранше имеет откидную планку с круглым окном для шнура и пазом для выступа нижней бранши наружного костыля.

На подошве имеются два ушка, предназначенные для проведения костылей, и две петли для закрепления шнура.

Лестничная шина Крамера. Представляет собой длинную раму из толстой проволоки с поперечными перекладинами (рис. 13-4 а-г).

Читайте также:  Польза и вред облепихового масла

Она легко может быть изогнута в любом направлении, т.е. отмоделирована. В каждом конкретном случае шину готовят индивидуально в зависимости от поврежденного сегмента и характера травмы. Можно использовать одну, две или три шины одновременно. На рис. 13-4 показана фиксация плеча проволочной шиной Крамера.

Рис. 13-4. Шина Крамера с ватно-марлевой подкладкой. Фиксация плеча при помощи шины Крамера

Подбородочная шина. Имеет вид желобовато изогнутой в продольном и поперечном направлениях пластмассовой пластины, ее используют при переломах нижних челюстей (рис. 13-5).

Рис. 13-5. Подбородочная шина

Отверстия в шине предназначены для стока слюны и крови, также для фиксации западающего языка лигатурой. Боковые конечные отверстия имеют по три крючка для крепления петель головной шапочки.

Пневматические шины. Являются наиболее современным методом транспортной иммобилизации. Эти шины обладают определенными преимуществами: при надувании они автоматически почти идеально моделируются по конечности, давление на ткани происходит равномерно, что исключает пролежни. Сама шина может быть прозрачной, что позволяет контролировать состояние повязки и самой конечности. Особенно заметны ее преимущества при синдроме длительного сдавливания, когда необходимо тугое бинтование конечности с иммобилизацией. Однако с помощью пневматической шины невозможно провести иммобилизацию при повреждениях бедра, плеча, так как эти шины не предназначены для фиксации тазобедренного и плечевого суставов.

Разновидностью пневматической шины являются вакуумные носилки, которые используют при переломах позвоночника и таза.

Для иммобилизации верхней конечности часто используют стандартную медицинскую косынку, которая представляет собой треугольный кусок ткани. Применяется она в виде самостоятельного средства иммобилизации и в качестве вспомогательного, чаще для поддерживания в подвешенном состоянии плеча и предплечья.

Иммобилизация

Иммобилизация — создание неподвижности (покоя) поврежденному органу с помощью повязок, шин или подручных средств.

  • • транспортная: от момента получения травмы до госпитализации;
  • • лечебно-транспортная: при необходимости перевода пациента в специализированный стационар после оказания первичной врачебной помощи;
  • • лечебная: для создания покоя поврежденному органу до полного заживления раны.
Читайте также:  Какой врач лечит бронхиальную астму пульмолог или аллерголог, к кому обращаться астматикам

Цель транспортной иммобилизации — предупреждение:

  • • шока (снижения болевого синдрома, возобновления кровотечения);
  • • повреждения сосудов и нервов при транспортировке;
  • • присоединения инфекции.

Для транспортной иммобилизации предусмотрены стандартные, заводского изготовления шины. При отсутствии их применяется любой подручный материал (палка, зонт).

Виды стандартных шин представлены на рис. 40-43.

Рис. 40. Лестничные шины (Крамера)

Рис. 41. Деревянные шины: а — Еланского; б — Дитерикса

К шинам предъявляются определенные требования:

  • • должны быть легкими;
  • • портативными;
  • • легко обеззараживаться;
  • • подходить для всякого роста;
  • • обеспечивать надежную иммобилизацию;
  • • накладываться поверх одежды.

Рис. 43. Пластмассовые шины

Рис. 42. Шины вакуумная (а), пневматическая (б)

При наложении шин необходимо соблюдать общие правила:

  • • при наложении шины на обнаженное тело делается хорошая ватная подкладка;
  • • фиксировать следует не менее двух ближайших к перелому суставов (при переломе бедренной кости, повреждении тазобедренного и коленного суставов — три).

В табл. Лефлера (табл. 4). кружком указан поврежденный участок тела, сплошной жирной линией — участки тела, подлежащие обязательному обездвижению, широким пунктиром — сегменты конечностей, которые желательно обездвижить.

Объем травматологической помощи на ФАПе и здравпункте ограничивается только крайне необходимыми мероприятиями:

  • • остановкой кровотечения;
  • • введением обезболивающих;
  • • наложением асептической повязки;
  • • транспортной иммобилизацией.

Медицинские шины для иммобилизации: транспортные, пневмотические, вакуумные

Медицинские шины представляют собой специальные фиксаторы, предназначенные для разных частей тела с целью лечения, а также профилактики травм и заболеваний костной системы.

Шина может быть, как стандартной, так и импровизированной.

Последний вариант изготавливается из подручных материалов, используется для оказания первой помощи, в том числе и фиксации поражённых костей до того момента, когда больной поступит в стационар.

Читайте также:  Как определить беременность без теста

Что касается стандартизированных шин, это те, которые предлагаются медицинскими учреждениями и произведены в соответствии с определёнными нормами и стандартами.

Навигация по статье

Виды медицинских шин

Бывают следующие виды медицинских шин:

– Шина-протез – это специальный протез, который замещает любой из дефектов и одновременно обладает шинирующими приспособлениями.

– Шина Крамера – является решёткой из проволоки, обычно, покрытой бинтом или тканью, а за счёт своей гибкой конструкции способна принимать любую форму.

– Шина Дитерихса – складывается из деревянных элементов, обеспечивает иммобилизацию во второй плоскости.

– Пневматическая шина – это полая герметичная камера, именно внутрь неё и укладывается поражённая конечность, а между стенками накачивается воздух.

– Шина-воротник Шанца – специальный мягкий фиксатор для шейного отдела позвоночника, предназначен для лечения и профилактики травм, заболеваний.

Применение медицинских шин

Области применения таких медицинских шин разнообразны. Их используют при растяжениях и переломах, так как они способны защитить травмированную конечность от повреждений, формируя твёрдую оболочку, а также обездвиживая ее.

Кроме этого, медицинская шина надёжно удерживает конечность в одном положении, и пока кости понемногу срастаются, пациент может использовать травмированную конечность.

Также подобные фиксаторы используют для профилактики переломов и других травм конечностей.

Техника наложения медицинских шин

Наложение медицинских шин – серьёзная и ответственная процедура. Поэтому важно соблюдать следующие правила: – Шина должна перекрывать, в случае перелома, два соседних сустава; – Исключить соприкосновение накладки с кожей; – Под шиной необходимо установить мягкую прокладку; – Важно тщательно прибинтовать шину к иммобилизуемой конечности, шее, для предотвращения смещения.

Что такое индивидуальные, угловые и шаровидные абатменты?

Болит шея и голова: причины, лечение и профилактика

Шприц-тюбик с обезболивающим: последовательность применения

Почему при наклоне вниз появляется головная боль?

Техника выполнения тампонады вросшего ногтя в домашних условиях

Ссылка на основную публикацию
Трава пустырника, Государственная фармакопея СССР, XI издание, Выпуск 2, Общие методы анализа, Лекар
54. HERBA LEONURI Собранная в фазу начала цветения и высушенная трава дикорастущего и культивируемого многолетнего травянистого растения пустырника сердечного (пустырника...
ТОП-10 лучших патчей для глаз SOS-средства для кожи век
Патчи для глаз: рейтинг лучших средств Простая инструкция по выбору и 10 хороших продуктов Патчи для глаз сейчас есть практически...
ТОП-10 лучших тонометров — рейтинг тонометров 2018
Выбираем измеритель давления: какой тонометр лучше? Тонометр – это прибор для измерения давления: артериального, внутриглазного, а также тонуса мышц (их...
ТРАВАТАН капли — инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания — Здоровье
Инструкция по применению глазных капель Траватан Глазные капли Траватан применяют при открытоугольной глаукоме. Заболевание связано с повышением внутриглазного давления из-за...
Adblock detector