Этапы развития личности теория личности эльконина

Концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.

Концепция Д.Б.Эльконина. (отличие от Ш концепции – периодизация психического развития) Основана на идее смены ведущего типа деятельности. Он утверждал, что человеческое действие двулико. Оно содержит мотивационную сторону (компоненты деятельности, которые отвечают на вопрос «ради чего деятельность выполняется») и операционально-техническую (компоненты деятельности, которые отвечают на вопрос «как деятельность выполняется»).(по Гиппенрейтер) В развитии сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметные действия не имели бы смысла. А затем происходит освоение операционально-технической стороны деятельности. И в развитии чередуются два вида деятельности. За деятельностью ориентации в системе человеческих отношений следует деятельность ориентации в способах употребления предметов. Мотивационная сторона деятельности формируется в системе «ребенок-взрослый» и доминирует в деятельности ориентации в системе человеческих отношений. Операционально-техническая сторона деятельности формируется в системе «ребенок-предмет» и доминирует в деятельности ориентации способах употребления предметов. Эльконин пересмотрел проблему «ребенок и общество» и сформулировал ее как «ребенок в обществе». Это существенно изменило взгляды на систему «ребенок — вещь» и «ребенок — отдельный взрослый». Система «ребенок – вещь» превратилась в систему «ребенок – общественный предмет» — это означает, что на первый план для ребенка в предмете выступают общественно выработанные способы действия с ним; а система «ребенок – отдельный взрослый» превратилась в систему «ребенок – общественный взрослый» — ребенок моделирует социальные роли.

Концепция периодизации психического развития Д.М. Фельдштейна.

Концепция Д.И.Фельдштейна. Периодизация развития личности, основана на идее смены ведущей роли деятельности. Он рассматривал 2 позиции ребенка в отношении с обществом. 1. Я и Общество. Акцент делается на себя. Ребенок стремится выделить себя, противопоставить себя другим, понять свое место в обществе. Эта позиция особенно активно развертывается в те периоды, когда ведущей деятельностью является ориентация в системе отношений (сюжетно-ролевая игра, деятельность общения) – это дошкольный и подростковый возраст. 2. Я в Обществе. Она касается стремления ребенка найти свое место наряду с другими в системе общественных отношений. Поэтому предметно-практическая сторона деятельности, в которой происходит освоение норм социальных отношений, способствует формированию позиции «Я среди других» или «Я в Обществе». Позиция «Я в Обществе» формируется, когда ведущей деятельностью является предметная деятельность – это раннее детство, младший и старший школьный возраст (или ранняя юность).

Читайте также:  Недостаточность привратника как вылечить

Концепция психического развития ребенка д б эльконина

Концепция психического развития ребенка Д . Б . Эльконина

Ценность этого подхода состоит в том , что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка ( Эльконин Д . Б ., 1989).

Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей , что предполагает познание и овладение предметным миром .

Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей .

Д . Б . Эльконин считает , что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс , в котором формируется личность . Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается . В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим , а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами . Строго говоря , именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка . По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное , как деятельность , присущая ребенку в данный момент , другими словами – ведущая деятельность ребенка . При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности .

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов , т . е . психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка , позволил Д . Б . Эльконину сформулировать следующую периодизацию психического развития ( см . рис . 1.2).

Рис . 1.2. Этапы психического развития ребенка ( по Д . Б . Эльконину )

При осуществлении таких видов деятельности , как непосредственно — эмоциональное общение младенца со взрослыми , сюжетно — ролевая игра дошкольников , общение младших подростков , развивается преимуществепномотивационно — потреб — ностная сфера ребенка .

Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина. Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:

Читайте также:  Викасола раствор для инъекций 1% (Vikasol solution for injections 1%) - инструкция по применению, со

1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;

2) другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами — ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет других субдоминантных видов деятельности.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.

При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественно освоение способов действий и эталонов.

Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и, как результат этого, освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, Результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.

Предпосылки новой деятельности возникают в ведущей деятельности данного периода, например у младшего школьника, благодаря усвоению способов деятельности с предметами, символами и знаками, возникает чувство взрослости («я умею все делать как взрослый») и появляется внутреннее желание овладеть навыками общения взрослых, отрабатывая их в группе сверстников, которая поддерживает его чувство взрослости. Тем самым намечается переход от предметной деятельности к деятельности общения.

Читайте также:  Как появился аспирин Журнал Популярная Механика

Соотношение двух векторов развития (по Д. Б. Эльконину)

Результаты Развития Освоение задач, мотивов и норм отношений Освоение способов деятельности с предметами
Направления развития Развитие потребностно-мо-тивационной сферы: — общение подростков; — сюжетно-ролевая игра до­школьника; — непосредственно-эмоцио­нальное общение младенца. Взаимоотношения ребенка с миром людей Развитие интеллектуально-по­знавательных сил: — учебно-профессиональ­ная деятельность старших подростков; — учебная деятельность млад­шего школьника; — предметно-манипулятив-ная деятельность в раннем детстве. Взаимоотношения ребенка с миром вещей
Закономерно­сти развития Неравномерность и гетерохронность; сензитивность, куму-лятивность; дивергентность — конвергентность развития; неустойчивость развития.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 385 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Эреспал при сухом кашле состав, действие, показания, применение
Таблетки от кашля Эреспал Описание лекарственной формы Эреспал от кашля продаётся в двух формах: таблетками и микстурой. Стоимость зависит от...
Эндопротезирование брюшного отдела аорты
Лечение и профилактика аневризмы брюшной аорты Общие сведения. Аневризма брюшной аорты – что это за болезнь? Аорта является самым крупным...
Эндопротезирование коленного сустава в Москве – низкие цены на операции в клиниках МЕДСИ
Эндопротезирование суставов Эндопротезирование суставов (артропластика) – операция, направленная на частичную или полную замену соединения эндопротезом из современного материала. Хороший протез...
Эритема фото, симптомы и лечение (узелковая, многоформная, кольцевидная, токсическая)
Полиморфная экссудативная эритема Многоформная (полиморфная, мультиформная) экссудативная эритема – хроническое заболевание, сопровождающееся появлением специфической сыпи. Основным отличием от других форм...
Adblock detector