Эмоционально волевые расстройства — диагностика и лечение

Что такое волевые расстройства

Воля – психический процесс. При помощи воли человек может самостоятельно принимать решение и вести себя так, как он сам того хочет. Чтобы совершить поведенческий акт, человек прилагает волевое усилие. Это помогает ему преодолеть препятствие на пути к цели и достичь желаемого. Как психический процесс, воля может расстраиваться.

Что это такое

Волевые расстройства – это группа нарушений, при которых человек осознает мотив и цель действия, но не может приложить необходимых усилий, что их реализовать. У больного отсутствуют желания к любой деятельности, вплоть до того, что человек не может помочиться в туалете, делая это «под себя».

Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:

  1. Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
  2. Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.

Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.

Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.

Воля тесно сопрягается с эмоциями. Они придают деятельности субъективную оценку: «нравится–не нравится», «интересно–не интересно». Эмоции вызывают у человека побуждение, желание и влечение, которые достигаются волевыми усилиями: «хочу–не хочу», «сделаю–не сделаю». Схема взаимодействия эмоций и воли на примере:

«Человек спит. Ночью на улице через открытое окно слышны крики пьяниц под подъездом. Возникает эмоция отвращения, раздражительности и злости. Чтобы устранить неприятные эмоции и выспаться у человека возникает нужда и желание – понятия воли: он поднимается с кровати и закрывает окно». Человек совершил волевой акт. Больной с абулией не смог бы подняться с кровати и закрыть окно.

Причины

Волевые нарушения возникают из-за психических и неврологических расстройств.

  1. шизофрения;
  2. биполярно-аффективное расстройство;
  3. депрессия и гипоманиакальное состояние;
  4. болезнь Паркинсона, Пика, Хантингтона;
  5. деменция;
  6. недавно перенесенный инсульт;
  7. менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
  8. черепно-мозговая травма;
  9. врожденная умственная отсталость;
  10. кататонический синдром;
  11. дисциркуляторная энцефалопатия с нарушением кровообращения лобных долей головного мозга.

Не всегда эти заболевания проявляются гипо- или абулией. Однако при шизофрении нарушение воли – обязательный симптом. При шизофрении возникают негативные эмоционально-волевые расстройства, например, апатоабулический синдром.

Симптомы

Абулия может быть самостоятельным симптомом или тесно объединяться с другими психическими нарушениями. Признаки самостоятельной абулии:

  • пассивность;
  • недостаток инициативности;
  • замедление мышления;
  • снижение количества социальных контактов;
  • снижение интереса к любимым занятиям;
  • упрощение речи, в ней отсутствуют обороты и спонтанные элементы;
  • уплощение мимики и жестов;
  • невозможность начать целенаправленное движение.

Чаще абулия сочетается с другими нарушениями и формирует синдром:

  1. Апатоабулический. Снижается воля и уплощаются эмоции. Больной утрачивает интерес к занятиям и работе. Возникает безразличие к собственному внешнему виду, проблемам, бедам близких людей. При глубоком апатоабулическом синдроме больной может целый месяц лежать на кровати и не вставать: его кормят, моют и одевают.
  2. Акинетический мутизм. Больной не может говорить и двигаться. При этом сохраняется физиологическая возможность: речевой и опорно-двигательный аппарат не повреждены.
  3. Акинетико-абулический синдром. Характеризуется полным отсутствием побуждений и любых целенаправленных движений.
  4. Кататонический ступор. Характеризуется повышенным тонусом мышц и восковой гибкостью, при которой больной принимает неестественное положение тела и может пробыть в нем несколько дней.
  5. Кататоническое возбуждение. Повышается двигательная активность, возникает непреодолимая тяга к подвижности.

При гипербулии человек ставит перед собой множество целей и мотивов. Все они поверхностны и почти никогда не реализуются. Человек с гипербулией подвижен, инициативен, порывист. Он много общается и ест, спонтанно покупает вещи.

Гипербулия, абулия и гипобулия – это количественные нарушения воли. Рассмотрим качественные нарушения воли – парабулии:

  • Ступор – патологическая заторможенность, оцепенение с полной или частичной утратой речевых контактов.
  • Негативизм – противодействие, при котором больной отказывается выполнять просьбы. При парадоксальном негативизме больной делает совершенно другое действие, не связанное с просьбой.
  • Стереотипии:
    • двигательная стереотипия – больной повторяет одно и то же действия: машет рукой, запрокидывает голову назад, подергивает бровями;
    • речевые стереотипии – больной повторяет одно и то же слово, звук или предложение; «Как вас зовут? – Меня зовут Миша, меня зовут Миша, меня зовут Миша, Миша».
  • Эхопраксия – непроизвольное повторение действия, совершенное другим человеком.
  • Эхолалия – непроизвольное повторение слова, сказанное другим человеком. Врач спрашивает: «Где вы находитесь?», больной отвечает: «Где вы находитесь, где вы находитесь, где вы находитесь».
Читайте также:  Поликистоз яичников - причины, симптомы, диагностика и лечение

Волевые расстройства включают нарушение влечений – мании. Это патологическая волевая тяга к совершению того или иного действия: к поджогу, покупкам, краже.

  1. пиромания – влечение к поджогам;
  2. ониомания – непреодолимое желание к покупкам;
  3. дромомания – непреодолимое желание бродяжничать;
  4. клептомания – влечение к мелкому воровству;
  5. гэмблинг – непреодолимое влечение к азартным играм;
  6. булимия – тяга к перееданию;
  7. анорексия – патологическое отсутствие или снижение волевого желания к еде.

У больных с волевыми расстройствами почти всегда растормаживаются базовые инстинкты. Пациенты становятся гиперсексуальными, сверхаккуратными (инстинкт самосохранения) и прожорливыми.

Диагностика и лечение

Волевые расстройства и нарушения влечения диагностируются в ходе клинической беседы врача с больным. Кроме беседы врач оценивает поведение больного, его поступки, желания и автобиографические данные. Клиническая беседа не всегда нужна и не всегда эффективна. Так, когда больной с кататонической шизофренией находится в состоянии каталепсии, диагностировать нарушение воли можно сразу же.

Абулии и парабулии лечатся в комплексе с основным заболеванием. Чаще всего используются психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики. При гипербулии в состоянии мании используются антидепрессанты и седативные препараты.

Нарушение воли

Человек с момента рождения постоянно имеет различные потребности: сначала простые, а затем все более разнообразные и сложные, имеющие значение не только для поддержания гомеостаза, но и для самоопределения в условиях социальной среды. Реализация потребностей осуществляется с помощью мотивов и форм деятельности, направленных на удовлетворение потребностей. Активная целенаправленная психическая деятельность получила название «воля».

Целенаправленная деятельность человека является сознательной и включает представление о конечных или предполагаемые результаты труда.

Волевой процесс можно описать в виде трех этапов:

1) возникновение влечения (побуждения)

2) постановка цели и мотивация;

3) завершение действия — осуществление цели.

Расстройства воли проявляются в виде:

незрелости и недоразвития воли — неуправляемость волевой поведением (синдром дефицита внимания, гиперкинетическая поведение, олигофрения)

Чрезмерной активности. Болезненное усиление волевой активности бывает у наркоманов при поисках наркотиков, в маниакальных больных, психопатических личностей и называется ги-пербулия. Эта активность имеет односторонний характер, ее продукция является болезненной, сопровождается повышенной болтливостью;

Ослабление активности — гипобулия — наблюдается при депрессивных состояниях и других формах подавления психической деятельности. При депрессии больные с трудом двигаются, долго выбирают и с трудом произносят слова, предпочитают пребыванию в постели. Отсутствие волевой активности — абулия часто сочетается с моторной заторможенностью (ступором) или аутизмом (полной немотой)

извращение волевой активности — парабулия — случается при шизофрении и некоторых болезнях, сопровождающихся снижением интеллекта. Проявляется негативизмом — безосновательным упрямством, невыполнением деятельности; амбитендентнистю — одновременно имеющиеся активные действия и отказ от них; импульсивностью — безмотивнисть действий и волевая неуправляемость; -расстройства влечения. Поезд определяется потребностями, это сложное явление, оно формируется на основе безусловных рефлексов — инстинктов, которые опосредствуются корой полушарий большого мозга и отражаются в волевой деятельности. Кроме инстинктивных потребностей, поезд включает в себя потребности высшего уровня. Расстройства влечения:

1. Ослабление и усиление пищевого влечения. Снижение или отсутствие аппетита — анорексия (потеря желания потреблять пищу), отказ от еды. Отказ от еды у больного может быть связана с наличием у него бредовых идей отравления, самообвинения, обонятельных или вкусовых галлюцинаций, ступора, тяжелой депрессии, истерического невроза. Постоянный отказ от пищи может привести к истощению больного. Повышение (усиление) пищевого влечения проявляется повышенным аппетитом и чувством голода (булимия), а также багатояднистю (полифагия).

2. Ослабление и усиление полового влечения. Усиление полового влечения (гиперсексуальность) часто случается при маниакальных состояниях, при органических заболеваниях головного мозга. Снижение полового влечения (гипосексуальность) бывает при депрессии, шизофрении, астенических состояниях, неврозах.

3. Искажение состава — касается различных инстинктов.

— Расстройство инстинкта самосохранения — проявляется стремлением нанести себе вред острыми предметами, проглотить несъедобные вещи (гвозди, иголки, ложки, ножницы). Иногда это делается через болезненное стремление стать объектом хирургической операции для удаления проглоченных предметов. Случается тяга к самоубийству (суицидомания), к поеданию собственных экскрементов (ко-профагия).

— Искажение полового влечения (перверсии) — касаются различных форм половой жизни. Чаще всего встречаются:

o гомосексуализм — влечение к лицу одноименного пола;

o трансвестизм — болезненное влечение к переодевание в одежду противоположного пола;

o эксгибиционизм — болезненное влечение к обнажению половых органов в присутствии женщин;

o садизм — поезд наносить половому партнеру болевых ощущений, чтобы достичь полового удовлетворения;

Читайте также:  Варикозная болезнь (варикозное расширение вен нижних конечностей) признаки, симптомы, лечение

o мазохизм — желание испытать от полового партнера болевых ощущений;

o педофилия — половое влечение к детям;

o некрофилия — половое влечение к трупам;

o зоофилия (скотоложство) — половое влечение к животным;

o фетишизм — половое влечение к женскому туалету.

4. Импульсивные поезд и действия — возникают внезапно. По своему содержанию импульсивный поезд вступает в противоречие с устоявшимися межличностными и социальными отношениями. Этим напоминает неотвязная идеи. Отличается от них непреодолимости стремление к реализации, потерей способности бороться с поездом, который нередко приобретает криминальный характер. К импульсивным действиям относят такие виды влечения:

Пиромания — влечение к поджогов;

Клептомания — влечение к краж без корыстной цели;

Дромомания — влечение к бродяжничеству.

— Расстройства психомоторики:

o недоразвитие психомоторики;

o гипокинезии — уменьшение действий и произвольных движений;

o гиперкинезии — двигательное возбуждение; эхопраксия — повторение движений собеседника; ехолалии — повторение слов; ехомимии — копирование мимики;

o паракинезии — искажение движений;

o гиперкинезы — непроизвольные движения отдельных мышц или группы мышц.

Расстройство целенаправленности действий — диспраксия — наблюдается главным образом при органических неврологических заболеваниях, реже — при некоторых психических расстройств, в основном таких, которые связаны с органическими поражениями нервной системы. Более легкая степень диспраксии — апраксия — потеря способности осуществлять целенаправленные действия по сохранению двигательной и координационного способности. Случается в очагов поражений коры больших полушарий головного мозга и проводящих путей мозолистого тела.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите расстройства ощущений и объясните проявление каждого из них.

2. Назовите основные расстройства восприятия.

3. Чем отличаются иллюзии от галлюцинаций?

4. Опишите виды иллюзий.

5. Назовите виды галлюцинаций.

6. Опишите суть эйдетизм, сенестопатий, агнозий, соматоагнозий.

7. Назовите и опишите виды дереализацийних расстройств восприятия.

8. В чем заключается отличие деперсонализации от соматоагнозия?

9. К какому виду расстройств восприятия принадлежит синдром Алисы в стране чудес?

10. Опишите виды нарушений восприятия времени.

11. Назовите и объясните виды патологии внимания.

12. Чем можно объяснить то, что на сегодня патологические проявления внимания изучены недостаточно?

13. Опишите синдром дефицита внимания.

14. Назовите основные расстройства памяти.

15. Объясните суть амнезии и назовите ее основные виды.

16. Объясните суть частичных нарушений памяти.

17. Опишите виды парамнезий.

18. В чем заключается закон формирования мнестичнихрозладив Рибо?

19. Какие виды расстройств памяти вашего компьютера можно выделить по причинам их возникновения?

20. Опишите виды дисоциативних расстройств памяти.

21. Опишите нарушения памяти, вызванные физиологическими причинами.

22. Чем отличаются деменции от амнестических расстройств?

23. Какие группы нарушений мышления выделяет Б.В.Зейгарник?

24. Опишите суть формальных расстройств мышления.

25. Опишите суть расстройств мышления по производительности.

26. К какой группе расстройств мышления принадлежат амбивалентность, резонерсто, рассудительность мышления?

27. Приведите примеры бредовых идей.

28. Опишите виды расстройств интеллекта.

29. Охарактеризуйте клинические варианты олигофрении.

30. Назовите основные нарушения речи.

31. Охарактеризуйте нарушения развития речи.

32. Охарактеризуйте распад речи.

33. Охарактеризуйте нарушения произносимой функции речи.

34. Назовите и охарактеризуйте расстройства настроения.

35. Назовите и охарактеризуйте расстройства аффектов.

36. Перечислите виды расстройств эмоций.

37. Объясните, что такое фобия. Опишите виды фобий.

38. Назовите и опишите синдромы расстройства эмоций.

39. Назовите и опишите виды недоразвития эмоций.

40. Назовите и опишите расстройства свободы.

41. Опишите расстройства влечения.

42. Охарактеризуйте расстройства психомоторики.

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ

Проблема изучения воли актуальна, в первую очередь, в связи с особой ролью волевых проявлений в успешности любой деятельности и саморегуляции личности в целом. В жизни любому человеку приходится сталкиваться с препятствиями, преодоление которых – важнейший признак волевого поведения, поэтому в исследовании воли и ее проявления в различных ситуациях есть практическое значение. Зная о возможностях воли человека, мы можем прогнозировать успех той или иной деятельности, а также развивать конкретные качества личности [1;2].

Большинство ученых придерживается мнения, что воля в поведении человека выражается через отдельные свойства личности — волевые качества, обращение к которым решает одну из важных проблем исследования волевых проявлений – проблему поиска методов диагностики и разработки конкретного диагностического инструментария.

Существующие методы изучения волевой активности дифференцируются на экстенсивные и экспериментальные. Основанием экстенсивных методов является наблюдение за поведением человека в естественных условиях, а также самооценочные методы (семантический дифференциал, тесты-опросники). По Е.П.Ильину, опросники представляются более объективными, чем семантический дифференциал, но только в том случае, если тест направлен на измерение именно того качества, для которого был создан, исключая подмену понятий.

Читайте также:  Процедура поневоле (Дэми Дидона)

Экспериментальная диагностика может проводиться посредством лабораторного моделирования ситуаций проявления волевого качества. «В этом случае главное – отразить специфику воли как сознательного преодоления трудностей на пути к цели. Результаты оцениваются в зависимости от сложности самого задания и от характеристик его выполнения, что позволяет учесть влияние внешних препятствий» [3, стр. 260].

Большой интерес вызывают волевые качества, которые могут быть измерены двумя способами: объективным – посредством эксперимента – и субъективным – через опросники. В связи с этим, исходным противоречием нашего исследования стало то, что, с одной стороны, не каждое волевое качество может быть продиагностировано как субъективными (самооценочными), так и объективными (экспериментальными) методами. С другой стороны, в рассмотренной нами литературе отсутствуют данные о взаимосвязи показателей волевых характеристик, полученных разными методами, что и определило проблему нашего исследования: выявление взаимосвязи самооценки ряда волевых качеств с их объективными показателями.

Исследование проведено на базе школы №7 г. Екатеринбурга и департамента психологии Уральского федерального университета. В исследовании приняло участие 90 человек.

Для исследования были выбраны такие волевые качества как терпеливость и выносливость, так как эти качества включены во все известные нам классификации, а также для их измерения имеются и субъективные, и объективные методики.

Для измерения уровня развития терпеливости в качестве объективной методики была выбрана проба с задержкой дыхания, в качестве субъективной — методика исследования самооценки терпеливости Е.П.Ильина и Е.К.Фещенко [3, стр. 297;5, стр. 119].

Объективная методика, выбранная для изучения уровня развития выносливости, — теппинг-тест, субъективная — опросник жизненных проявлений типологических свойств нервной системы [4, стр. 149].

Анализ взаимосвязи между субъективными и объективными показателями волевых качеств осуществлялся в следующих направлениях:

  1. в целом по выборке;
  2. в целом по выборке юношей и девушек;
  3. в подвыборках с учетом пола респондентов.

Предварительный анализ полученных данных показал наличие достоверно более высоких результатов по изучаемым параметрам у студентов 4 курса по сравнению с представителями остальных подгрупп. Между второкурсниками и старшеклассниками значимых различий обнаружено не было.

Была выявлена закономерность для подгрупп старшеклассников и студентов второго курса: респонденты оценили свой уровень терпеливости и выносливости как высокий и средний, в то время как уровень объективных показателей волевых качеств в выборках соответствует среднему и низкому. Данная тенденция прослеживается независимо от пола испытуемых. Сравнительный анализ результатов девушек и юношей с помощью критерия Манна-Уитни подтвердил отсутствие достоверных различий.

Предварительный анализ результатов студентов четвертого курса позволил выявить обратную закономерность: самооценка волевых качеств четверокурсников ниже их объективных показателей. Данная тенденция сохраняется при сравнении результатов у девушек и юношей.

Для статистического изучения взаимосвязи между показателями был использован коэффициент корреляции Спирмена. Полученные данные подтвердили наблюдаемые ранее результаты. Значимых корреляций между показателями субъективной и объективной методик измерения волевых качеств личности обнаружено не было.

Таблица 1

Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Таким образом, взаимосвязь субъективных и объективных показателей уровня волевых качеств личности отсутствует.

Полученные результаты могут быть объяснены следующим образом:

  1. Невысокой надежностью опросников как таковых. В частности зависимостью результатов от мотивации, значимости ситуации, нравственных принципов, личностных особенностей испытуемых.
  2. Недостаточной четкостью определения границ понятия волевое качество как в объективных пробах, так и в опросниках. Есть вероятность, что многие тесты, направленные на измерение уровня какого-либо волевого качества, на самом деле измеряют волевое усилие в целом или даже феномены, не относящиеся к воле. Также есть трудности при отделении ситуативных факторов, не имеющих отношения к воле как характеристике личности, от постоянных.

Список литературы:

  1. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2012. — 448 с.
  2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  3. Ильин Е. П. Психология воли: учеб пособие. СПб.: Питер, 2009. — 310 с.
  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М.: ВЛАДОС, 1999. — 473 с.
  5. Степанов В.А. Методы исследования эмоций и воли (практикум по психологии): Учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2003.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ» description=»Обращается внимание как на проблему воли в целом, так и диагностики отдельных волевых качеств личности. Рассмотрены возможные методы диагностики. В фокусе находится проблема взаимосвязи показателей субъективных и объективных методик, измеряющих уровень развития волевых качеств личности. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что взаимосвязь между объективными и самооценочными показателями волевых качеств личности отсутствует.» author=»Киселева Дарья Олеговна, Чаликова Ольга Сергеевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-06″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]
Ссылка на основную публикацию
Эластичный бинт на голеностоп как наложить и бинтовать
Бинт медицинский эластичный на голеностопный сустав ленточный Тонус Эласт арт. ELAST 0005 Таблица размеров для бинта эластичного на голеностопный сустав...
Шпоры на пятках-народные средства
Пяточная шпора Пяточная "шпора" представляет собой костный вырост в месте прикрепления сухожилия, который характеризуется болезненными ощущениями в области подошвы. В...
Шрам после кесарева сечения как убрать, какой остается, опасен ли для женщин
Что нужно знать о швах после кесарева сечения Кесарево сечение – это разновидность оперативного вмешательства, при котором осуществляется разрез кожи,...
Эластичный бинт разновидности, применение в медицине и спорте
Эластичные бинты для приседаний Эластичные бинты уже давно применяются в целях профилактики спортивного травматизма. Это средство профилактики в комплексе со...
Adblock detector